Franz Ferdinand
Год за годом английские музыкальные издания методично занимаются одним и тем же: объявляют об очередном возвращении вечно живого рока и представляют изумленной публике новых героев с гитарами наперевес. Герои эти обычно оказываются неаккуратными и весьма агрессивными парнями, активно вступающими в перебранку с повзрослевшими, поумневшими и скептически относящимися к подобного рода проектам деятелями возрождения рока прошлых лет.
Группа Franz Ferdinand, по идее, как раз из таких - только выпустили дебютный альбом, а уже благодаря стараниям пишущей братии стали самой модной группой сезона. Впрочем, на сей раз навязывают нам продукт вполне приятный и - что даже важнее - вполне безобидный. Из рядов многочисленных THE …S шотландцы выделяются уже остроумным названием - но это, конечно, не главное. Важнее, что Franz Ferdinand куда менее претенциозны и куда более симпатичны, чем большинство прочих бойцов новороковой волны.
В принципе, ничего удивляющего или нового в альбоме Franz Ferdinand нет. Источники вдохновения шотландцами не скрываются и в песнях очень хорошо слышны: вот мелодичные распевы в духе The Beatles, вот мощные монотонные проигрыши как у Joy Division, вот грязноватый звук с несколько вычурным вокалом как у недавних подвижников брит-попа. Рецепт прост и известен - так или иначе, все подобные группы ровно на этих источниках и базируются. Итог получается тоже вполне предсказуемым: бодрый и качественный поп-рок без претензий, построенный на методичном повторении одного рифа, контрастах динамичного и жесткого куплета с лиричным припевом и прочих давно известных ходах, с традиционными, в меру ироничными и местами эпатажными текстами.
Но дело в другом - не сильно отличаясь от коллег собственно по музыке, Franz Ferdinand сильно выигрывают по духу. На слушателя не давят, авторитетов не гнобят (возможно - только пока, хотя хотелось бы надеяться на обратное), играют бодро, весело, просто и ненавязчиво. Вокалист поет как будто расхлябанно, но получается у него это весьма очаровательно. Кроме того, Franz Ferdinand смогли сочинить альбом, на редкость богатый в плане крепко скроенных и хорошо запоминающихся мелодий. Эти самые мелодии пропасть шотландцам явно не дадут: потенциальных хитов почти столько же, сколько и треков, некоторые (вроде лихо-разгильдяской Take me out или драйвово-лиричной Come on home) заседают в мозги сразу и надолго.
В общем, на сей раз в качестве очередных героев рок-н-ролла объявлены ребята вполне милые, неагрессивные, со здоровой долей конформизма, но и не без некоторой бесшабашности. Конечно, слушать альбом Franz Ferdinand совсем необязательно (и уж совсем не могу я согласиться с уважаемым АК Троицким, назвавшим FF главным рок-явлением со времен Nirvana) - однако, боюсь, придется, если заинтересуются им отечественные радиостанции соответствующего формата. Так, наверное, и задумывалось - но и в качестве орудия аудиотерроризма, лезущего в уши отовсюду, Franz Ferdinand смотрятся тоже совсем нестрашно. Позитивная, короче говоря, группа - если, конечно, не пытаться объявлять её необязательные песенки прорывом в рок-музыке, а музыкантов не выдавать за новых пророков и выразителей душевных устремлений молодежи .
Шурик Горбачев
Основная беда всеобщего фетиша с громким именем "современный гитарный рок" состоит в том, что слишком многие сработанные в этом жанре шлягеры перманентно кажутся похожими на очень многое, что было уже когда-то сыграно. Причем гораздо лучше. Проблема зачастую не в том, что молодые музыканты не в состоянии придумать принципиально новых мелодий или риффов, а в том, с какой твердокаменной серьезностью они исполняют все эти фортепианные пассажи из битловской "Sexy Sadie" в своих выстраданных и безнадежно умных "Karma Police".
Шотландский квартет Franz Ferdinand этого недостатка лишен. Их гитарный рок ласкает слух старой доброй пост-панковской расхлябанностью, помноженной на нарочитую танцевальную дубоватость еще более старого гаражного биг-бита. В 1962 году Шон Коннери, великий земляк "фердинандов", играя своего первого Джеймса Бонда, произнес исторические слова "взболтать, но не смешивать". Верные этому завету, вышеупомянутые музыкальные ингридиенты в песнях группы предстают перед слушателем взболтанными, но не смешанными. И это хорошо - иначе мы бы в который раз получили полные уши брит-попа и пост-рока.
Разумеется, многие кирпичики, из которых сложена музыка группы, многие уже где-то слышали, да и расладывать эти песни на кирпичики вряд ли имеет большой смысл. К примеру, сочетание гитары и баса в базовом риффе "The Dark Of The Matinee" до ужаса напоминает какой-то аналогичный проигрыш нашего родного Кино периода "Начальника Камчатки", но стоит музыкантам на пол-последнего куплета сменить танцевальный бит на задумчивый вальсок - всякие ассоциации оказыватся ни к черту. Пульсирующий ритм, отрывистые холодные капли фортепиано и манерно-захлебывающийся голос в "Auf Achse", конечно, ближе к первоисточнику в лице "Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me" Cure, но прописать команду по ведомству пост-панка вряд ли возможно в силу наличия на альбоме еще и мрачноватых рок-н-роллов вроде "Cheating On You", подобных которым мир не слышал со времен The Creation.
В конце концов с таким драйвом что на Британских островах, что в окрестностях, уже давно никто не лютовал. Что уже само по себе приятно.
Вердикт: Franz Ferdinand успешно "замазали" своего экзистенциального араба, а стало быть, дальнейшей прогулке этих неоромантиков может помешать лишь какой-нибудь их собственный промах.
Автор: Дмитрий БЕБЕНИН ( ЗВУКИ РУ )
Францем Фердинандом звали австрийского эрцгерцога, с убийства которого началась Первая мировая война. Его благозвучным именем нарекла себя молоденькая рок-группа из Глазго. А как нарекла, так вдруг и сама загремела под фанфары - моднее этого квартета сейчас, наверное, не сыскать. Притом что никаких тектонических сдвигов за ней разглядеть не удается. Franz Ferdinand играет всего лишь ретророк - лаконичный, несложный, мелодичный, сильно подражательный. Само по себе это никого уже не должно будоражить, кроме обозревателей Q и NME. Последние года три только и разговоров, что о новой рок-волне: и разговоры неубедительные, и волна так себе, в сущности. Были в ней группы неплохие (The White Stripes, Yeah Yeah Yeahs, The Datsuns), были посредственные (The Darkness, Black Rebel Motorcycle Club), были совсем уж какие-то достояния считалок (The Vines - The Hives - The Stills). Не было только группы отличной. Это Franz Ferdinand и есть. Они сделали альбом, который не нуждается ни в каких тенденциозных подпорках, от которого веет первой молодостью и делается просторно в голове. Это набор из двенадцати собранных чеканных песен. Они все на редкость хороши, а одна - "Come on Home" - незабываема. Franz Ferdinand соединили шестидесятнический британский поп-мелодизм с нападками постпанка. Первые такты песни "Take Me Out" странным образом напоминают "Interstellar Overdrive" группы Pink Floyd. В иные вещи ("Tell Her Tonight") добавлен еще элемент визгливого стиля no wave. Но дело здесь не в имитации стилей - мало мы в прошлом году слыхали реанимированного ноу-вейва? Дело всего лишь в вызывающе хорошо написанных песнях. Дело также и в прекрасном звуковом настроении. Гитара здесь не жужжит, как фреза, и не брызжет спецэффективной грязью, но лишь лаконично и мужественно дразнит. (Артемий Троицкий сделал комплимент гитаристу Franz Ferdinand, сравнив его с Юрием Каспаряном из "Кино".) Странно, но в высшей степени изящные аранжировки тем не менее отдают чем-то ухарским, даже гусарским. Таковы вкратце объективные причины восторгаться этим первоцветом с бронетанковым именем. Личные же мои восторги объясняются совсем просто. Я всегда любил старую английскую группу The Fall. И дивился, что никто из современных команд и близко не может напомнить группу под управлением Марка И.Смита. Franz Ferdinand как раз сильно похожа на The Fall: те же ритмические рубцы, та же психическая атака, тот же постпанковый вокал с неправильным прикусом. Само их имя навевает воспоминания о прекрасной пластинке The Fall "The Frenz Experiment". Как говорил другой мой любимый деятель искусства Борис Сичкин, с такими именами не пропадешь.
Максим Семеляк
Читайте о тех премиях, которые заработала шотландская группа и проникайтесь уважением.
февраль 2005
BRIT AWARDS
1. Лучшая рок-группа
2. Лучшее живое выступление
декабрь 2004
Spin Reader's
1. Лучший новый артист
2. Лучший сингл
UK Festival AWARDS 2004
Францфердинандовский Take Me Out назван гимном этого лета.
октябрь 2004
Q Awards
Лучшее видео — Take Me Out
сентябрь 2004
The Mercury Music Award
Главный приз одной из самых престижных музыкальных премий Великобритании
получил FF:
Лучший альбом года британской или ирландской группы.
MTV Video Music Awards
Best Breakthrough video (видео - прорыв года) — Take
Me Out
Состав
Alexander
Paul Kapranos (вокал, гитара)
Nicholas Augustine McCarthy (гитара, клавишные, вокал)
Robert Byron Hardy (бас)
Paul Robert Thomson (ударные)
Franz Ferdinand (Рецензия на альбом)
-----------------------------------------------------------------