Bjork
Исландская певица Бьорк Гудмундсдоттир (Bjork Gundmundsdottir), более известная как просто Бьорк, родилась 21 ноября 1965 года в Рейкьявике в самой обычной семье. Она рано проявила музыкальные способности. В пятилетнем возрасте поступила в специальную музыкальную школу, где в течение десяти лет обучалась по классам вокала, фортепиано и флейты. В возрасте 11 лет, после выступления на национальном радио с песней "I Love To Love", Бьорк записала свой первый альбом, названный просто ее именем (включал кавер-версии поп-стандартов от Beatles до Стиви Уандера, а также вещи исландских композиторов). Бьорк пела и играла на флейте. Диск стал платиновым, однако продлевать контракт и записывать новую пластинку девочка не стала. Она рано осознала, что в искусстве не бывает легких путей. И стала искать свой путь - единственный и неповторимый.
Этот путь пролег через девичью панк-команду Spit And Snot ("Плевок и харчок"), "гаражный" бэнд Exodus и еще одну панк-группу Tappi Tikarrass (непереводимое исландское ругательство). Последняя даже записала два альбома (1981 и 1983). Все это время девушка не переставала учиться в музыкальной школе, которую с успехом и закончила. И вновь нежелание следовать по накатанному пути, оправдывая звание "вундеркинда" - Бьорк играла по клубам, стучала на ударных в группе, работала на подпевках то у одной, то у другой команды. Наконец, сообщество ее музыкантов-единомышленников преобразовалось в группу KUKL ("Ведьма" по-исландски), игравшую пост-панк с готическим уклоном. KUKL тоже выпустила два альбома - "The Eye" (1984) и "Holidays in Europe" (1986), на Crass Records. Летом 1986 года группа KUKL была преобразована в Sugarcubes. День рождения группы стал и днем рождения сына Бьорк - Синдри. Вскоре Бьорк вышла замуж за отца ребенка, гитариста Sugarcubes Тоура Эльдона.
Sugarcubes - одна из немногих исландских групп, прославившихся за пределами родной страны. Команда подписала контракт с "One Little Indian" в Британии и "Elektra Records" в Штатах. Дебютный альбом Sugarcubes "Life's Too Good" вышел в 1988 году и был приветствован критикой. Главное внимание привлекала, конечно же, молодая и эксцентричная солистка Бьорк - она казалась пламенем, которое не мог задуть никакой ветер. Но друзья-музыканты очень быстро запутались в личных отношениях (так, Бьорк и Тоур решили развестись, а вот ударник с вокалистом, наоборот, поженились - в Исландии это возможно). Все это не помешало группе выпустить второй альбом "Here Today, Tomorrow, Next Week!" (1989), более экспериментаторский, нежели поп-роковый дебютник, и потому более прохладно принятый критикой. Группа много гастролировала, однако в 1990 все ее участники решили взять тайм-аут и временно заняться собственными делами. Бьорк за период сотрудничества с Sugarcubes снялась в нескольких ролях в кино, а в 1990 записала несколько джазовых стандартов и оригинальных композиций с исландской джаз-группой Trio Gudmundar Ingolfssonar (альбом "Gling-Glo" был выпущен только на родине певицы). В то же время она заинтересовалась новыми музыкальными направлениями, в том числе электронными - традиционный набор инструментов, "старое" звучание ее больше не устраивали. В 1992 году вышли альбом ремиксов "It's It was" и третий LP Sugarcubes "Stick Around for Joy". Последнийбыл принят очень неплохо, но для Бьорк работа с этой группой уже не столь интересна. Перебравшись в Лондон, она начала сольную карьеру.
Уже годом ранее Бьорк попробовала свои силы на поприще стиля хаус, спев в композиции "Ooops" Грэма Мэсси - автора поекта 808 State. Бьорк работает также с видным продюсиром Нелли Хупером, записывая с ним сингл "Human Behaviour", который в 1993 году входит в Тор 40. Это подготавливает почву для первого полноценного альбома, который занимает третье место в чартах, несмотря на то, что был задуман как абсолютно некоммерческий. Альбом получает название "Debut" - таким образом Бьорк подчеркивает, что вновь начинает все сначала, и на этот раз совершенно самостоятельно. Необычный, чуть изломанный, как бы не от мира сего, и при этом очень трогательный образ, создаваемый Бьорк, с восторгом принимается публикой. Еще два сингла - "Venus as a Boy", "Big Time Sensuality", а также неальбомная "Play Dead", записанная вместе с Дэвидом Арнольдом как саундтрек к фильму "Young Americans" становятся радиохитами по обе стороны Атлантики. Критика захлебывается восторгом, отмечая неординарность и глубину дарования Бьорк и в то же время мучаясь с определением стиля ее музыки. Голос Бьорк, завораживающий, инфантильный и одновременно экспрессивный, срывающийся с нежнейшего кантабиле на визг, с шепота на рык, единожды услышав, не может забыть никто.
В конце года журнал NME называет "Дебют" альбомом года, он становится золотым в США и платиновым в Британии. Бьорк получает премию BRIT Awards как Лучшая артистка мира. Самые опытные и известные хаус-музыканты - от Fluke до Underworld - создают ремиксы на песни Бьорк, занимающие высшие строчки в танцевальных чартах. Признанием безусловного таланта молодой артистки стал тот факт, что сама Мадонна обратилась к ней с предложением выступить в качестве соавтора заглавной песни для ее нового альбома "Bedtime Stories". В 1994 году Бьорк выступает unplugged на MTV.
В отличие от многих других певиц (и певцов), чей дебют стал их же закатом, Бьорк всем своим дальнейшим творчеством показала, что яркая искра в начале пути возгорелась в пламя, будоражащее, нервное, иногда приглушенное, но затем вновь вспыхивающее еще сильнее. Каждый из последующих альбомов Бьорк - "Post" (1995, за который певица второй раз получила BRIT Award как Best International Female Artist), "Telegram" (1996, задуманный как ремикс "Post", но в результате получившийся совершенно самостоятельным альбомом), экспериментаторско-минималистский "Homogenic" (1997), "Selmasongs" (2000), "Vespertine" (2001) - оригинальная, удивляющая, восхищающая и в целостности, и в деталях работа. От трогательно-свежего "Debut" до зрелого "Vespertine" Бьорк прошла долгий путь, но при этом она сохранила главное свое качество - она осталось ребенком, смотрящим на мир своим широко распахнутыми глазами, которые (возможно, благодаря причудливому разрезу) видят то, чего не замечают обычные люди. Она всегда оставалась самой собой, и при этом ее непохожесть, "инакость" и искренность порой была столь откровенной, что даже пугала.
Однако Бьорк, как уже говорилось, никогда не любила работать в одиночку, и ее музыка постоянно испытывала воздействие того, с кем в данный момент сотрудничала артистка. Грэм Мэсси и Нелли Хупер, внесшие вклад в "Дебют", "электронные гении" Трики и Хауи Би, продюсировавшие "Post", композитор и продюсер Марк Белл, вложивший немало сил в альбомы "Homogenic" и "Selmasongs", Винс Мендоза и Марк "Спайк" Стент, участвовавшие в работе над "Selmasongs" и "Vespertine", король драм-энд-бэйса Голди - их роль в жизни и творчестве Бьорк была различной. Впрочем, надо отметить, что подробности своей личной жизни Бьорк очень оберегает, и часто говорит, что единственный мужчина в ее жизни - это сын Синдри. Как и жизнь большинства артистов, ее судьба не обошлась без горьких разочарований. Срыв голоса, повлекшая долгое и упорное лечение; вспышка ярости, заставившая Бьорк наброситься и избить журналистку, хотевшую что-то спросить у Синдри в аэропорту Бангкока; сумасшедший фанат, вышибивший себе мозги из пистолета после того, как отправил Бьорк по почте бомбу (которую полиции чудом удалось перехватить) - все это приводило к депрессиям и необходимости переоценивать ценности. Но, возможно, невидимые чужому глазу переживания становились и источником вдохновения.
В 1999 году Бьорк снялась в фильме популярного режиссера Ларса фон Триера "Танцующая во тьме", где сыграла Сельму, женщину с трудной судьбой, отдающую свою жизнь во спасение собственного сына. Бьорк же сочинила всю музыку к этой кинодраме. В 2000 году вышел саундтрек "SelmaSongs", многими воспринятый как новый альбом Бьорк. За роль в этом фильме Бьорк на Каннском фестивале получила титул лучшей актрисы. Родная Исландия пожаловала своей славной дочери замок, за стенами которого она может чувствовать себя спокойно и в полной безопасности. А Франция в 2001 году вручила ей Орден рыцаря.
К 2001 году был уже почти готов материал для нового "номерного" альбома - "Vespertine", выход которого, впрочем, был отложен на конец августа 2001 года. Этот диск еще раз подтвердил, что Бьорк - одна из самых оригинальных, ярких и, безусловно, талантливых артисток в современной поп-музыке.
-----------------------------------------------------------------