Franz Ferdinand

Год за годом английские музыкальные издания методично занимаются одним и тем же: объявляют об очередном возвращении вечно живого рока и представляют изумленной публике новых героев с гитарами наперевес. Герои эти обычно оказываются неаккуратными и весьма агрессивными парнями, активно вступающими в перебранку с повзрослевшими, поумневшими и скептически относящимися к подобного рода проектам деятелями возрождения рока прошлых лет.

Группа Franz Ferdinand, по идее, как раз из таких - только выпустили дебютный альбом, а уже благодаря стараниям пишущей братии стали самой модной группой сезона. Впрочем, на сей раз навязывают нам продукт вполне приятный и - что даже важнее - вполне безобидный. Из рядов многочисленных THE …S шотландцы выделяются уже остроумным названием - но это, конечно, не главное. Важнее, что Franz Ferdinand куда менее претенциозны и куда более симпатичны, чем большинство прочих бойцов новороковой волны.

В принципе, ничего удивляющего или нового в альбоме Franz Ferdinand нет. Источники вдохновения шотландцами не скрываются и в песнях очень хорошо слышны: вот мелодичные распевы в духе The Beatles, вот мощные монотонные проигрыши как у Joy Division, вот грязноватый звук с несколько вычурным вокалом как у недавних подвижников брит-попа. Рецепт прост и известен - так или иначе, все подобные группы ровно на этих источниках и базируются. Итог получается тоже вполне предсказуемым: бодрый и качественный поп-рок без претензий, построенный на методичном повторении одного рифа, контрастах динамичного и жесткого куплета с лиричным припевом и прочих давно известных ходах, с традиционными, в меру ироничными и местами эпатажными текстами.

Но дело в другом - не сильно отличаясь от коллег собственно по музыке, Franz Ferdinand сильно выигрывают по духу. На слушателя не давят, авторитетов не гнобят (возможно - только пока, хотя хотелось бы надеяться на обратное), играют бодро, весело, просто и ненавязчиво. Вокалист поет как будто расхлябанно, но получается у него это весьма очаровательно. Кроме того, Franz Ferdinand смогли сочинить альбом, на редкость богатый в плане крепко скроенных и хорошо запоминающихся мелодий. Эти самые мелодии пропасть шотландцам явно не дадут: потенциальных хитов почти столько же, сколько и треков, некоторые (вроде лихо-разгильдяской Take me out или драйвово-лиричной Come on home) заседают в мозги сразу и надолго.

В общем, на сей раз в качестве очередных героев рок-н-ролла объявлены ребята вполне милые, неагрессивные, со здоровой долей конформизма, но и не без некоторой бесшабашности. Конечно, слушать альбом Franz Ferdinand совсем необязательно (и уж совсем не могу я согласиться с уважаемым АК Троицким, назвавшим FF главным рок-явлением со времен Nirvana) - однако, боюсь, придется, если заинтересуются им отечественные радиостанции соответствующего формата. Так, наверное, и задумывалось - но и в качестве орудия аудиотерроризма, лезущего в уши отовсюду, Franz Ferdinand смотрятся тоже совсем нестрашно. Позитивная, короче говоря, группа - если, конечно, не пытаться объявлять её необязательные песенки прорывом в рок-музыке, а музыкантов не выдавать за новых пророков и выразителей душевных устремлений молодежи .

Шурик Горбачев

Основная беда всеобщего фетиша с громким именем "современный гитарный рок" состоит в том, что слишком многие сработанные в этом жанре шлягеры перманентно кажутся похожими на очень многое, что было уже когда-то сыграно. Причем гораздо лучше. Проблема зачастую не в том, что молодые музыканты не в состоянии придумать принципиально новых мелодий или риффов, а в том, с какой твердокаменной серьезностью они исполняют все эти фортепианные пассажи из битловской "Sexy Sadie" в своих выстраданных и безнадежно умных "Karma Police".

Шотландский квартет Franz Ferdinand этого недостатка лишен. Их гитарный рок ласкает слух старой доброй пост-панковской расхлябанностью, помноженной на нарочитую танцевальную дубоватость еще более старого гаражного биг-бита. В 1962 году Шон Коннери, великий земляк "фердинандов", играя своего первого Джеймса Бонда, произнес исторические слова "взболтать, но не смешивать". Верные этому завету, вышеупомянутые музыкальные ингридиенты в песнях группы предстают перед слушателем взболтанными, но не смешанными. И это хорошо - иначе мы бы в который раз получили полные уши брит-попа и пост-рока.

Разумеется, многие кирпичики, из которых сложена музыка группы, многие уже где-то слышали, да и расладывать эти песни на кирпичики вряд ли имеет большой смысл. К примеру, сочетание гитары и баса в базовом риффе "The Dark Of The Matinee" до ужаса напоминает какой-то аналогичный проигрыш нашего родного Кино периода "Начальника Камчатки", но стоит музыкантам на пол-последнего куплета сменить танцевальный бит на задумчивый вальсок - всякие ассоциации оказыватся ни к черту. Пульсирующий ритм, отрывистые холодные капли фортепиано и манерно-захлебывающийся голос в "Auf Achse", конечно, ближе к первоисточнику в лице "Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me" Cure, но прописать команду по ведомству пост-панка вряд ли возможно в силу наличия на альбоме еще и мрачноватых рок-н-роллов вроде "Cheating On You", подобных которым мир не слышал со времен The Creation.

В конце концов с таким драйвом что на Британских островах, что в окрестностях, уже давно никто не лютовал. Что уже само по себе приятно.

Вердикт: Franz Ferdinand успешно "замазали" своего экзистенциального араба, а стало быть, дальнейшей прогулке этих неоромантиков может помешать лишь какой-нибудь их собственный промах.

Автор: Дмитрий БЕБЕНИН ( ЗВУКИ РУ )

Францем Фердинандом звали австрийского эрцгерцога, с убийства которого началась Первая мировая война. Его благозвучным именем нарекла себя молоденькая рок-группа из Глазго. А как нарекла, так вдруг и сама загремела под фанфары - моднее этого квартета сейчас, наверное, не сыскать. Притом что никаких тектонических сдвигов за ней разглядеть не удается. Franz Ferdinand играет всего лишь ретророк - лаконичный, несложный, мелодичный, сильно подражательный. Само по себе это никого уже не должно будоражить, кроме обозревателей Q и NME. Последние года три только и разговоров, что о новой рок-волне: и разговоры неубедительные, и волна так себе, в сущности. Были в ней группы неплохие (The White Stripes, Yeah Yeah Yeahs, The Datsuns), были посредственные (The Darkness, Black Rebel Motorcycle Club), были совсем уж какие-то достояния считалок (The Vines - The Hives - The Stills). Не было только группы отличной. Это Franz Ferdinand и есть. Они сделали альбом, который не нуждается ни в каких тенденциозных подпорках, от которого веет первой молодостью и делается просторно в голове. Это набор из двенадцати собранных чеканных песен. Они все на редкость хороши, а одна - "Come on Home" - незабываема. Franz Ferdinand соединили шестидесятнический британский поп-мелодизм с нападками постпанка. Первые такты песни "Take Me Out" странным образом напоминают "Interstellar Overdrive" группы Pink Floyd. В иные вещи ("Tell Her Tonight") добавлен еще элемент визгливого стиля no wave. Но дело здесь не в имитации стилей - мало мы в прошлом году слыхали реанимированного ноу-вейва? Дело всего лишь в вызывающе хорошо написанных песнях. Дело также и в прекрасном звуковом настроении. Гитара здесь не жужжит, как фреза, и не брызжет спецэффективной грязью, но лишь лаконично и мужественно дразнит. (Артемий Троицкий сделал комплимент гитаристу Franz Ferdinand, сравнив его с Юрием Каспаряном из "Кино".) Странно, но в высшей степени изящные аранжировки тем не менее отдают чем-то ухарским, даже гусарским. Таковы вкратце объективные причины восторгаться этим первоцветом с бронетанковым именем. Личные же мои восторги объясняются совсем просто. Я всегда любил старую английскую группу The Fall. И дивился, что никто из современных команд и близко не может напомнить группу под управлением Марка И.Смита. Franz Ferdinand как раз сильно похожа на The Fall: те же ритмические рубцы, та же психическая атака, тот же постпанковый вокал с неправильным прикусом. Само их имя навевает воспоминания о прекрасной пластинке The Fall "The Frenz Experiment". Как говорил другой мой любимый деятель искусства Борис Сичкин, с такими именами не пропадешь.

Максим Семеляк

Призы и титулы Franz Ferdinand

Читайте о тех премиях, которые заработала шотландская группа и проникайтесь уважением.

февраль 2005

декабрь 2004

Состав

Alexander Paul Kapranos (вокал, гитара)
Nicholas Augustine McCarthy (гитара, клавишные, вокал)
Robert Byron Hardy (бас)
Paul Robert Thomson (ударные)

История группы

Franz Ferdinand (Рецензия на альбом)

Дискография

Биографии участников группы

-----------------------------------------------------------------

назад

Хостинг от uCoz